Великая княгиня Елисавета Феодоровна: «Я все, что могу, отдаю Ему»

07.10.2020
Великая княгиня Елисавета Феодоровна: «Я все, что могу, отдаю Ему»

110 лет назад в 1910 году была посвящена в настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Предлагаем вместе с очевидцами события вспомнить, как происходило посвящение, и познакомиться с текстом Чина поставления настоятельницы.

Перед посвящением в настоятельницы Марфо-Мариинской обители Елизавета Феодоровна написала Николаю II: «Через две недели начнется моя новая жизнь, с благословения Церкви! Сейчас я словно прощаюсь с прошлым, с прежними промахами и грехами, в надежде на цель более высокую и жизнь более чистую. Я буду принимать обеты гораздо серьезнее тех, что дает молодая девушка при венчании. Я обручаюсь Христу и Его делу; я все, что могу, отдаю Ему и ближним. Я вхожу глубже в нашу Православную Церковь и становлюсь в своем роде миссионером христианской веры и дела милосердия».

10 апреля 1910 года митрополит Владимир (Богоявленский) возвел Великую княгиню Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. Обряд был совершён во время торжественной службы в домовом храме святых праведных Марфы и Марии.

Митрополит Трифон (Туркестанов) написал специальный чин посвящения к этому дню.

Во время торжественной службы в храме святых Марфы и Марии, вручая апостольник Великой княгине, он сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его». Митрополит, сняв с великой княгини крест и покрывало сестры, прочитал особую молитву и, возложив на нее настоятельский крест и покрывало, провозгласил «Аксиос» (достойна – ред.).

2.jpg

Воспоминания губернатора Москвы Владимира Джунковского об этом событии: «Было трогательно, умилительно, у многих на глазах были слезы. Принцесса Ирина, видимо, была очень взволнована. Волнение от чего-то совершившегося крупного, хорошего, чувствовалось всеми. Присутствовали только лица свиты покойного Великого князя и самые близкие. В конце обедни все принявшие обет сестры во главе со своей новой настоятельницей приобщались Святых Тайн».

Графини Александры Андреевна Олсуфьева писала: «Это был дивный обряд, его никогда не забыть тем, кто принимал в нем участие. Великая княгиня оставляла мир, в котором занимала блестящее положение, чтобы идти, как она сама говорила, «в мир больший, мир нищих и убогих».

По замыслу Великой княгини, жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли уйти и создать семью. Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.
«Люди, страдающие от нищеты и испытывающие все чаще и чаще физические и моральные страдания, должны получить хотя бы немного христианской любви и милосердия — это меня всегда волновало, а теперь стало целью моей жизни… Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером», —писала Елисавета Феодоровна Александр Николаевне Нарышкиной.

Сестры делились на крестовых, т. е. уже посвященных, испытуемых и учениц. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Если желающей поступить менее 21 года, и она отвечает всем требованиям Обители, то может быть принята как «ученица».

3.jpgСестры несли разнообразные послушания: церковное, медицинское, просфорное, аптечное, рукодельное, по хозяйству и т. д. Все сестры должны были посещать бедных, принося им по мере сил и возможности облегчение духовное и физическое, так как главная цель Обители приносить помощь бедным на местах, посещая их жилища и разделяя их скорби.

В числе первых крестовых сестер были казначея Валентина Гордеева и княжна Т.А. Голицына.

У крестовых сестер было такое облачение: белые апостольники монашеского покроя и серые шерстяные покрывала, на шее кипарисовый крест на белой ленте с изображением Нерукотворенного Спаса и Покрова Божией Матери; на обратной стороне изображение свв. жен Марфы и Марии и надпись: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим и всею крепостию твоею; возлюбиши ближнего своего яко сам себе».

Елизавета Феодоровна стала не просто настоятельницей для сестер Марфо-Мариинской обители милосердия, а Великой Матушкой. В этом ей оказал огромную помощь чуткий духовник Обители священник Митрофан Сребрянский.

Из воспоминаний монахини Надежды (одной из последних сестер Обители) о настоятельнице Елизаветы Феодоровны: «Один лик — посмотрел только и видишь — с неба спустился человек. Ровность, такая ровность, и даже нежность; можно сказать — от нее живой свет расходится по миру и мир существует. Иначе задохнуться можно, если жить жизнью этого мира. Где они, эти люди? Нету их, нету. Мир недостоин этих людей. Это небо и земля — эти люди в сравнении с мирскими. Они уже при жизни оставили этот мир и были в ином. Около них побудешь — как будто воздухом вечности подышал. Рядом с ней все менялось, чувства другие, все другое… Ангел земной, человек небесный! Сколько ласки, кротости в каждом слове!…»

В Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Дела милосердия, начатые Великой Матушки Обители, продолжают сейчас сестры и сотрудники Обители с помощью всех людей, которые оказывают Марфо-Мариинской обители помощь.


Чин поставления настоятельницы Марфо-Мариинской Обители: 

Совершаемей Божественней Литургии, сестра, избранная во еже быти настоятельницею Обители Милосердия, предстоит иконе Спасителеве. По малом входе диакон поставляет сестру сию пред амвоном. Она же, сотворивши метание пред Святым Престолом, обращается и творит метание архиерею, стоящему на кафедре; пришедше же ко владыце, паки творит ему метание второе. Архиерей трижды осеняет благословением преклоненную главу сестры.

Диакон глаголет: «Господу помолимся».

Клир: «Господи, помилуй».

Архиерей же чтет молитву сию:

— Господи Боже наш, спасение наше человеколюбно строяй и словесную сию паству купно воедино собравый. Сам и ныне, Владыко, неизреченным человеколюбием Твоим непорочну ю соблюди в непрестанном и верном хранении святые заповеди Твоея о любви к Тебе и ближним, и рабу Твою сию, благоверную Государыню Великую Княгиню Елисавету Феодоровну, юже избрал еси в настоятельницу Обители сея, достойно покажи Твоея благости и всякими добродетельми украси, да будет благий образ сестрам и, по кончине неосужденно представше с ними Престолу великолепные славы Твоея, с чистою совестью возможет рещи: «Се аз и дети моя, яже дал ми еси, Владыко всяческих, яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во

веки веков».

Клир: «Аминь».

Настоятельница целует благословляющую десницу владыки.

Архиерей же абие вопрошает ю:

— Обещаеши ли ся в течение прочих лет жизни твоея даже до кончины нерушимо хранити святую веру Христову, уставы святыя Церкве Православныя и вся силы души и телесе твоего принести на служение Богу и ближним, управляющи Марфо-Мариинской Обителью Милосердия по

крайнему твоему разумению и совести.

Настоятельница отвечаетает:

— Обещаюся, в чесом да поможет мне Господь наш Иисус Христос, Его Пречистая Матерь, Святые жены Марфа и Мария, Фива и Олимпиада, вси сии святии Божии человецы и Ангел мой хранитель.

После настоятельница вземлет покров с главы и крест с персей, архиерей же возлагает на ню настоятельский крест, возглашая:

— Аксиа.

Клир поет трижды: «Аксиа».

Настоятельница, вземши благословение владыки, отходит к иконе Спасителеве, идеже пребывает прочее время. Божественная Литургия совершается по ряду обычно. В свое время настоятельница приобщается Божественным и Страшным Христовым Тайнам.

Богу слава во веки. Аминь.

 

Написан сей чин в царствующем первопрестольном граде Российския Державы Москве, в лето от сотворения мира 7412, от Рождества же по плоти Бога Слова 1910, индикта, месяца Марта в 31 день, на память святаго священномученика Ипатия Чудотворца, епископа Гангрскаго, и иже во святых отца нашего Ионы, Митрополита Киевскаго и всея России чудотворца.


Материал подготовлен совместно с сотрудниками
Дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны


Вы можете поддержать социальную работу Марфо-Мариинской обители

помочь

Возврат к списку

Читайте также

Партнер 4 Партнер 3 Партнер 2 Партнер 1