Об ужасе войны, мужестве и законах долголетия

08.05.2021
Об ужасе войны, мужестве и законах долголетия

Зоя Алексеевна Хрусталева – подопечная Патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Ей 95 лет, и она хорошо помнит время Великой Отечественной Войны. В преддверии Дня Победы Зоя Алексеевна поделилась воспоминаниями о том непростом времени.

– Зоя Алексеевна, сколько вам было лет, когда началась Великая Отечественная война?

– Мне не было ещё 15-ти. Войну я застала в Можайске. Стояла в очереди за хлебом, когда увидела, что все бегут на площадь. По репродуктору Молотов говорил о начале войны: о бомбежках, наступлении, прорыве обороны… Но мы победим! Враг будет побежден!

Началась война. Нас было трое детей у мамы. Отец лежал в Москве в больнице.

Мы очень растерялись. Уже на второй день по Можайскому шоссе к Бородино шли солдаты. Около нашего дома росла большая ветла, и они остановились прямо у нее. Мы смогли вынести им только воду – больше ничего не было. Жизнь была тогда необыкновенно тяжёлая. За хлебом стояли в очереди, в одни руки давали буханочку на семью. Солдаты отдохнули и пошли дальше. Огромное количество войск. Под Бородином состоялось сражение, в котором почти все погибли.

Так для меня началась война.

– Что вам особенно запомнилось из того времени?

– Когда говорят о войне, я вспоминаю женщину с ребенком.

Я шла по дороге из другой деревни. Смотрю – бугорок, там лежит молодая женщина, а на груди – ребенок. Нагнулась над ними, потрогала, оба холодные. Было страшно.

Война началась в июне, а в октябре Можайск был оккупирован немцами – немцы маршем вошли в город. Три месяца мы были под оккупацией. Это был самый страшный период в нашей жизни. Оккупанты заняли все дома. Мы жили в чужом доме, жильцы которого уехали в эвакуацию. Выполняли разные работы, чистили дорогу Москва - Можайск. За это нам выдавали маленькие буханочки хлеба. Еды не было. Позже уже вскрывали хранилища с картошкой и таскали мороженую картошку. И, конечно, бесконечные бомбежки, разборки немцев с нашим русским населением. Очень много народа пострадало. Кругом лежали трупы. Мы их не собирали, не было даже возможности что-то с ними делать. Боялись подойти.

– А добрые люди попадались?

– У нас стояли сербы. Мы были разуты, раздеты, дом сгорел, а на носу зима. Сербы где-то наворовали детские байковые одеяла. Дали нам пачку этих неразрезанных одеял, чтобы мы сшили себе одежду.

В декабре под Новый год русские наступали, и немцы погнали нас на Запад. С нами жил больной дедушка. Когда уходили, стал выбор: кого везти на саночках - сестрёнку или дедушку. Дедушка был при смерти, пришлось его оставить.

Гнали нас с утра до самого вечера. Остановились в деревне, в деревенской школе из сруба. Я не поняла, что нас собрали здесь, чтобы сжечь. Вдруг ночью, ближе к утру, раздаётся стук в окна, двери. Мы перепугались, думали, сейчас поведут на расстрел. Они кричат: «Партизаны! Откройтесь мы вас спасаем!». Действительно, это были партизаны, которые нас спасли. Местные принесли им яички, картошечки варёной. А партизаны все это раздавали маленьким напуганным детям.

190508-051.jpg  

– Как вы жили потом?

– Я устроилась рабочей на станции. Мы копали командный пункт. Потом к осени нас отправили валить лес. Работали девочки. Самой старшей было 18 лет, а мне не было ещё 16. Все на фронте, больше некому было трудиться.

Потом отправилась в Москву к родственникам. Пошла на курсы бухгалтеров, закончила их. Меня распределили в управление дорогой. Не могу сказать, что очень хорошо закончила, были и четвёрки у меня. Но, может быть, из-за звонкой фамилии «Хрусталёва» я попала туда.

Все наше управление отправили в разбитый Смоленск. Условия были очень тяжелые. Это был подвиг выжить там.

– Вы помните вообще 9 мая 1945 года? Как вы узнали о Победе?

– Я в это время жила в Смоленске. Работала старшим бухгалтером службы зданий связи в Управлении Западной железной дороги. Утром, как обычно, пошли на работу – радио было выключено, никто ничего не знал. Но по сводкам слышали, что скоро война кончится.

И тут на работе сказали, чтобы к 10 часам все шли на парад и надели все самое лучшее. Победа! Мы пошли на парад, а потом гуляли всю ночь, пели, плясали. Так радовались – не передать. И плакали, и радовались.

А на второй день пошли на работу. После работы восстанавливали город – нам дали разбирать несколько зданий. В выходные дни нас иногда отвозили в колхоз - лён дёргать, овощи собирать. Жили скромно.

– Что бы вы хотели сказать или посоветовать нам, потомкам, которые не видели войны?

– В первую очередь, никогда не пасовать. Быть отважными, такими, как мы были в нашем детстве. Кроме нас никто не будет защищать Родину.

Я не случайно живу 95 лет. У меня огромный запас энергии. Полагаю, от того, что я верю в Бога. И чем больше я раздаю, тем больше получаю от Него.

Любите Родину, любите свою семью, любите всех ближних.

Ближний – это не только твой родственник, но и сосед, прохожий. Если что-то случается, надо помогать человеку, а не бросать его со своей бедой.

Надо помогать всем. Видишь, знаешь, чувствуешь, что около тебя кто-то нуждается в помощи – надо помочь. Это заповедь Господня, которая должна быть правилом для каждого человека.

Я всем желаю мужества. Все невзгоды переносить стойко, не унывать никогда. Надеяться на помощь Божью. И верить, что среди нас есть очень добрые люди.

Подготовила Евгения Лобаева


Патронажная служба Марфо-Мариинской обители помогает одиноким пожилым людям. Многие из них пережили войну, помнят ее. Чтобы служба продолжала работу необходимо собрать средства для зарплаты старшей патронажной сестры.

Просим поддержать нашу патронажную службу любой, посильной для вас суммой.

помочь.jpg

Возврат к списку

Партнер 4 Партнер 3 Партнер 2 Партнер 1