«Нужно путем подвигов и с терпением проходить земную жизнь»: фрагменты проповеди первого духовника Обители священника Митрофана Сребрянского

02.07.2021
«Нужно путем подвигов и с терпением проходить земную жизнь»: фрагменты проповеди первого духовника Обители священника Митрофана Сребрянского

В год 150-летия со дня рождения первого духовника Марфо-Мариинской обители милосердия преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) (в миру – Митрофана Сребрянского) продолжаем знакомиться с его духовным наследием.

Проповедь в день памяти священномученика Тимофея
была сказана в Марфо-Мариинской обители в 1912 г.

10 июня 1912 года. Вечер
Сегодня Святая Церковь празднует память святого мученика Тимофея и свидетельствует: когда святого мученика привели на суд и подвергли пыткам, он выразил необыкновенную радость, все время пел псалмы. Удивился судья и спросил: что за причина радости, когда нужно стенать и кричать? Святой ответил: я радуюсь, что наконец удостоился на деле исполнить то, что написано о Господе: «тако подобаше Сыну человеческому пострадати и войти во славу».

Я, говорит Тимофей, помню это, выучил Писание и даже других учил, чтобы не забывали эти священные слова, ибо в них изображена вся земная жизнь человеческая, ибо Господь дал образ этой жизни и сказал: «В мире будете иметь скорбь».

Значит, тот путь скорбей и подвигов, даже до смерти, который прошел Спаситель и только после этого вошел в славу, и нам нужен.

Да, дорогие, и для нас с вами эти слова Спасителя должны быть единственной программой, отрадою жизни: тако подабаше пострадати, даже до распятия, и потом уже войти во славу Божию. Почему же так? Часто является вопрос: зачем после смерти и после трудов? Я готов, но только здесь, да поскорее непременно, вот сейчас как бы хорошо было.

Так пусть помнит христианин, что этот подвиг, которым входим в рай, обымет всю жизнь.

Да, и в самом деле, разве может быть счастье тут, когда здесь все вместе: болезни и здоровье, красота и уродство? Сколько бы не побеждали свои немощи, но видим постоянно проявления своих страданий, нужд, p1ebeeqastcfvvd7eoh11271e2l3.jpg и все это доставляет горе человеку в жизни. Счастье испытать можем только в раю.

Почему же только путем скорбей мы получим его?

Представьте, человек прочел Евангелие, вдумался в него и вошел в понятие своего сыновства. Тогда что открывается ему?

С одной стороны, непременно возрадуется духом, что он сын Божий, что его руководствует Святое Евангелие, и хорошо ему.

А с другой стороны, увидит он в зеркале Евангелия свою прежнюю жизнь и стыдом покроется, позором для своей совести. За мир и покой он рад пострадать теперь, ибо грешил самовольно. Господь благ, когда все дал человеку, а он пренебрег, и поэтому настал стыд, и позор. И это утешает христианина – нужно по совести за все пострадать.

Или вот: были на пожарище, только что все горело, ну можно ли вам не загореться, чтобы ноги не обожглись? Когда вы идете по полю, покрытому колючками, можно ли не уколоться, не оцарапаться?

Так точно в жизни земной. Как только решительно скажем: послужу только Богу одному и будем стараться сердце чистое стяжать, нести добро, душу беречь в Боге, но вместе с тем будут и соблазны вокруг - чревоугодие, картины, недостойные разговоры. Все соблазны, нападения затрагивают душу, и не может быть иначе, ими вся земля покрыта, как терниями. И нужно путем подвигов, внимания и с терпением проходить земную жизнь.

Нужно нам всегда бороться с невоздержанием, стараться чистоту стяжать, честность в труде, уберечься от кумирных поклонений. Попробуйте, разве это можно без труда, без боли стяжать? Конечно, нельзя. Эти добродетели привлекаются трудами многолетними, неустанными подвигами.

Если бьют хвалами, то духовно счастлив, пожалуй. Но вдруг испытания, и все сломится, а душу надо постом испытывать, верой и молитвой, постоянством в подвигах, в борьбе. И тогда в постепенном терпении, труде, молитве будем укрепляться во всех добродетелях, и человек незаметно, но медленно будет возрастать.
Каждому непременно подобает пострадать, быть преданному, распяту быть, и это будет подвигом. И только после того, когда пройдем путем труда землю, можем уповать на милость Господню, что войдем в вечную Славу. Аминь.


О священномученике Тимофее. Он был епископом города Пруссы в Вифинии в IVв. За чистоту и святость жизни он получил от Господа дар чудотворения. В Пруссе он обратил к вере Христовой многих язычников. Когда об этом услышал император, то заключил его в темницу, но и там святитель продолжал Евангельскую проповедь, безбоязненно распространяя христианскую веру. За это император приказал обезглавить святого. Впоследствии святые мощи епископа были перенесены в Константинополь, где явили чудеса исцеления.


Текст и фото подготовлены совместно с Домом-музеем Великой княгини Елизаветы Феодоровны.
Записывайтесь на бесплатные экскурсии по ссылке.

Возврат к списку

Читайте также

Партнер 4 Партнер 3 Партнер 2 Партнер 1