Командир должен быть в голове, или Для чего нам и детям пост

29.06.2021
Командир должен быть в голове, или Для чего нам и детям пост

Современные христиане, постясь сами или учась этому непростому деланию, желают приучить к посту и своих детей. Как это правильно сделать? С таким вопросом мы обратились к старшему священнику Марфо-Мариинской обители иерею Тихону Кречетову. Разговор получился полезным для всех, кто стремится соблюдать посты.

Первая заповедь

– Отец Тихон, прежде чем поговорим о детском посте, давайте напомним, почему христианину важно следовать установлению Церкви и соблюдать посты?

–Есть мнение, что пост в плане ограничения себя в пище – это что-то вторичное. И можно часто услышать, что главное – людей не есть, а ограничения в пище не так важны. Но в Священном Писании говорится о другом. Мы открываем книгу Бытия и читаем первую заповедь, которую дал Бог Адаму ещё в раю. И это была заповедь поста именно в пище. Причём поста простейшего. Условно говоря не«яблок не ешь», а «с одной только яблони не вкушай».

Проблема современного человека скорее не в том, что он истощен от нехватки еды и ест очень мало. Она заключается в том, что он ест более необходимого. И это проблема людей не только в нашей стране. Поэтому сегодня человек, ограничивающий себя в еде, делает это во благо своему телу.

В 1970-е гг. была популярна книжка Поля Брэгга «Чудо голодания». Он был западным христианином, и писал о пользе ограничения себя в еде. DSC_1825-1.jpgГоворят, что он утонул, катаясь на серфе, уже в преклонном возрасте, но его тело, сердце, другие органы были в отличном состоянии.

В любом случае смена рациона, в котором появляется много свежих овощей в виде салатов, приносит пользу человеку.

И несомненная польза есть в укреплении воли современного человека. Сегодня проблема в том, что многие ни в чем себе не могут отказать и не умеют этого делать. Вся жизнь направлена исключительно на получение комфорта и удобства. Сейчас даже в магазин уже идти не нужно, все привезут домой.

– То есть пост полезен тем, что укрепляет волю человека?

– Да, дело не только отказе от определенных продуктов. Я привожу часто такой пример: эспандер – мягкий, но если сжимать его в руке регулярно, то рукопожатие станет крепким, сильными станут мышцы, которые управляют пальцами. То же происходит и с нашей волей в течение поста.

Простой пример: человек заходит в супермаркет, перед ним полки с продуктами. Если кошелек позволяет, он будет брать с полок то, что скомандует живот. И человеку православному во время поста живот говорит: «Бери вот это», а голова его останавливает: «Нет, это скоромное, его не бери!».

Командир переместился – с живота к голове. Такое воспитание, если оно регулярное, укрепляет волю человека. Формируется умение в чем-то себе отказывать.

Еще один важный момент. Постясь, человек соблюдает уставы Церкви. Он делом исповедует веру в святую, соборную, апостольскую Церковь. Он верит, что в Церкви пребывает Святой Дух. Им установлены уставы Церкви. И когда мы исполняем устав, пришедший к нам из обители преподобного Саввы Освященного, мы получаем благословение всех святых многих поколений, которые, соблюдая пост, достигли святости. Они прошли таким путем, и мы с вами, его соблюдая, ступаем на их путь. Их благословение с нами. То есть к посту в пище нельзя относиться как к чему-то малозначимому.

Единство во всем

– Отец Тихон, многие люди, пришедшие в Церковь во взрослом возрасте, уже имея детей, не всегда понимают, что им нужно сделать для того, чтобы дети в семье тоже без сопротивления постились. Что требуется от родителей, чтобы пост стал естественной составляющей жизни ребенка?

– Заповедь о семье была дана человеку в раю. Адам полюбил Еву, которую Господь сотворил из части Адама. Бог заповедал: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Быт.2:24). И в Евангелии мы читаем: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мрк. 10:9). Божия заповедь состоит в том, чтобы супруги были едиными прежде всего душой. Следствием этого единства становится телесная близость. Детки должны рождаться в мир от избытка взаимной любви супругов. 78014d9348a8389901fa43eaf2caf737.jpgЕсли православные христиане в семейной жизни имеют такое единство, то они сами постятся, и устав поста естественно входит в их семейную жизнь. У детей уже и особых вопросов не возникает.

Мы можем убедительно говорить о полезном для других людей, только основываясь на опыте. Я не помню свое раннее детство, но помню, что школьником я постился. И это не вызывало вопросов. Помню, духовник не запрещал нам пить молоко постом. А я его все равно не пил, потому что оно мне не нравилось, и поэтому пост соблюдал наравне со взрослыми. Все было естественно.

Вопрос выбора возникает, когда ребенок взрослеет. И если  выросший молодой человек не хочет поститься, то это уже его решение. Но вполне можно сказать, что есть закон семьи, и если кто-то его не соблюдает, то это негативно отражается на других детях. Если он настолько самостоятельный, чтобы жить по своей воле, не считаясь с родительским словом, то значит он достаточно самостоятелен и для того, чтобы снять квартиру и начать жить отдельно.

– Это не слишком жесткое решение?

– Это во благо на самом деле, хотя молодой человек, возможно, не сразу это оценит. Есть вещи, которые нам сложно понять и принять, и только со временем мы можем оценить, что они нам были полезны. Бывает, что человеку восемнадцать лет, он только православную гимназию окончил, и думает, что уже все знает про православие. Но это иллюзия, он еще личностно не вырос, и совсем его не знает на самом деле. Он может еще и не молился толком никогда. А вот люди, во взрослом возрасте приходящие в Церковь, входят более смиренно в ее жизнь. И это смирение их к Богу приближает быстрее, чем знания, полученные в школе или где-то на богословских курсах. Отсутствие смирения всегда отдаляет человека от Бога. И чтобы понять, что пост – благо, нужен опыт, время. Молодой человек, который толком не постился, не трудился, верного выбора еще не сделает. Или как может сделать вывод относительно правильности соблюдения поста человек, который себе ни в чем не отказывает? Благо поста видно, когда ты его придерживаешься не одно десятилетие. Вот, оглядываясь назад с высоты своего шестого десятка, я вижу, что пост – это благо.

– Можно что-то посоветовать людям, которые входят в церковную жизнь во взрослом возрасте и у которых уже есть подросшие дети?

– Мои советы будут, к сожалению, не из опыта, я могу и ошибиться. Думаю, что когда мама и папа постятся и не думают о каких-то скоромных продуктах, то это будет способствовать посту у ребенка, если он маленький. А когда ребенок вырос, то у него, конечно, встает вопрос выбора. Маленьких детей приносят креститься, у них воля еще маленькая, и поэтому крестить деток до года всегда просто. Они попищат, пока их в купель окунают, а потом счастливые и спокойные засыпают на руках матери. Когда ребенок чуть повзрослее, он начинает упираться, кричать. 

DSC_7315-1.jpg

Потому что боится, не понимает, что происходит, а к юношеству появляется уже самость, упрямство. Здесь трудностей много бывает. И в благочестивых православных семьях дети уходят от Бога. Это печальная реальность. Господь сказал: «Из-за умножения соблазнов в мире оскудеет любовь».

– Как быть, если кто-то из родителей соблюдает пост, а кто-то нет?

– Конечно, трудно будет всем: разделение блага не несет. Люди должны входить в брак, имея единство в вере. Человек – это его вера. Когда внутреннего единства нет, дети это чувствуют. И они могут в разных случаях, в зависимости от того, где им удобнее и выгоднее – выбирать между папой и мамой.

Но, конечно, постящийся родитель должен подавать пример детям, чтобы они могли сделать выбор и последовать за верующим родителем.


Читать интервью с отцом Тихоном о милосердии

Возврат к списку

Читайте также

Партнер 4 Партнер 3 Партнер 2 Партнер 1